Через тернии к звездам!

На пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы!

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная страница Автор Поиск Майоров Николай Петрович

Майоров Николай Петрович

E-mail Печать PDF


Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете как миф
О людях, что ушли не долюбив,
Не докурив последней папиросы.

Майоров Николай Петрович - поэт.
Родился - 20.5.1919, д.Дуровка Сызранского у. Симбирской губ.

Последнее место службы - 331 сд
Воинское звание - красноармеец
Причина выбытия - убит
Дата выбытия - 08.02.1942
Похоронен - д.Баранцево Смоленской обл.
Источник - Донесение о безвозвратных потерях
Дата донесения        11.04.1942
Название части        упр. 331 сд

Лист выбытия

Карта Ржевско-Вяземской стратегической наступательной операции

Местонахождение д.Баранцево Смоленской области - место гибели Николая Майорова


Родился в крестьянской семье. С 10 лет жил в г.Иванове.

В 1937 поступил но исторический факультет МГУ, а с 1939, одновременно с университетом, учится в Литературном институте им. М.Горького, посещает поэтический семинар П.Г.Антокольского. В окт. 1941 Майоров уходит добровольцем в действующую армию. Был политруком пулеметной роты 1106-го стрелкового полка 331-й дивизии, погиб на фронте.

Не все написанное Майоровым сохранилось, но и то, что уцелело и было опубликовано посмертно, свидетельствует о том, что он обещал быть большим и самобытным поэтом. Он был человеком, рожденным революцией. Таким людям, как он, революция открыла путь к знаниям и большой культуре, к реализации своих творческих возможностей. В стихотворении "Мы" (1940), рисуя портрет своего деятельного, творчески активного поколения, Майоров писал:

Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, не долюбив,
Не докурив последней папиросы.
Когда б не бой, не вечные исканья
Крутых путей к последней высоте,
Мы б сохранились в бронзовых ваяньях,
В столбцах газет, в набросках на холсте.

В этом портрете поколения много от автопортрета Майорова. Главное для него и его ровесников - это творчество, созидание,

вечные исканья
Крутых путей к последней высоте,

однако высокое чувство общественного и воинского долга, ради выполнения которого они готовы умереть, заставляет их идти в бой,

не долюбив,
Не докурив последней папиросы.

Те молодые поэты, которым суждено было погибнуть в 1941 и 1942, а кое-кому и раньше - на "незнаменитой" (по словам Твардовского) финской войне,- не успели пережить ни сомнений, ни разочарований в своих идеалах, их мироощущение осталось цельным и героическим, лишенным чувства жертвенности и трагизма.

По воспоминаниям друзей, основным произведением Майоров была большая поэма "Ваятель", от которой сохранился только отрывок (печатается под заглавием "Творчество", 1940). В нем программа молодого поэта:

Есть жажда творчества.
Уменье созидать.
На камень камень класть
Вести леса строений.
Не спать ночей, по суткам голодать,
Вставать до звезд и падать на колени.
Остаться нищим и глухим навек,
Идти с собой, с своей эпохой вровень
И воду пить из тех целебных рек,
К которым прикоснулся сам Бетховен.
Брать в руки гипс, склоняться на подрамник,
Весь мир вместить в дыхание одно,
Одним мазком весь этот лес и камни
Живыми положить на полотно,
Не дописав,
Оставить кисти сыну.
Так передать цвета своей земли,
Чтоб век спустя все так же мяли глину
И лучшего придумать не смогли.

Творческая страсть у Майорова определяется силою любви к женщине. В стихотворении "Рождение искусства" (1939), обращаясь к любимой, поэт сравнивает себя с первобытным художником, у которого вдохновенная любовь к женщине обостряла жажду жизни, потребность в гармонии. Среди тех молодых поэтов, которые ушли из жизни, "не долюбив", М. был наделен, очевидно, самым сильным чувством любви к женщине, о чем свидетельствуют такие его стих., как "Весеннее", "Мой отъезд", "В тот день, когда я был еще не твой...", "Что значит любить", "Здесь все не так...", "Я был ее. Она еще все помнит...", "Заснуть. Застыть. И в этой стыни...", "Все к лучшему. Когда прошла гроза...", "Мне нравится твой светлый подбородок...", "В грозу", "Я знал тебя, должно быть, не затем...", "Мне только б жить и видеть росчерк грубый..." и др. Интересно, что Маяковский, которого многие воспринимали тогда только как поэта-трибуна, оказался близок Майоров как поэт "громады-любви": он взял эпиграфом к стихотворению "Обрыв" (1940) его слова:

Страсти крут обрыв,
Отойдите,- будьте добры.

Майоров отличался глубоким чувством природы, которое является важной особенностью его мировосприятия. Среди пейзажных стих, поэта особенно выразительны "Август" (1939) и "После ливня" (1939). О пристрастиях Майоров среди русских классиков говорят его стихотворения "В Михайловском" (1937), "Пушкин" (1937) и "Гоголь" (1939). На его мировосприятие и стиль оказали влияние В.Маяковский, В.Хлебников, Э.Багрицкий, П.Антокольский, ему нравилась поэзия А.Твардовского, но по силе любовной страсти, чувству природы, рельефной пластике образов он ближе всего к П.Васильеву.

М.Ф.Пьяных

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. З - О. с. 496-497.

Стихи

МЫ в плоть одели слово ЧЕЛОВЕК

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий

Обои рабочего стола

Борис Валеджио

Красиво

Фото-Приколы

Фото-Забавные животные

Рекомендую

Рекомендую

Глобально

Великая Отечественная

История

Оружие

Познавательно

Юмор

Прочее

Война

Оружие


Свежие записи

Счетчики

Яндекс.Метрика